Итак, кризис 3
лет. Для того чтобы правильно вести себя с ребенком в это нехорошее время,
нужно просто элементарно понять, что же с ним происходит.
Проблемы же возникают оттого, что в 3 года ребенок
хочет, чтобы его независимость и самостоятельность признали сейчас же. Для
ребенка такого возраста не существует понятия постепенного признания, для него
важно любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе,
пусть даже это чревато конфликтами с самыми близкими для него людьми... Если
раньше его "хочу" легко подавлялось родительским "надо", то
теперь с возросшим осознанием ценности своих желаний, "хочу"
превращается в нечто гораздо более глобальное и важное, чем привычное мамино
"надо",..
Опека,
к которой так привыкает малыш до 3 лет, вдруг, в какой-то момент, становится
преградой для его личностного роста. В 3 года он открывает себя как
самостоятельную личность, но... в силу своих возможностей все равно не может
обходиться без мамы. И за это он сердится на нее, "мстит" по-своему,
по-детски, не осознавая сам того, слезами, истериками, капризами. И капризы эти
направлены только против тех взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают
за ним, стараются предупредить его желания, сами не понимая, что ребенок уже
"все может сам".
Поняв
механизм кризиса, легко продумать своего родительское поведение.
Во-первых,
самое
главное понять, что кризисы неизбежны! Ребенок - сложная система, и развитие
его идет не только поступательным, но и взрывным путем. И кризис - это замечательно. Это значит, что Ваш
ребенок развивается! И развивается как личность! И развивается совершенно
нормально.
Во-вторых, дайте ребенку волю в
изъявлении своей самостоятельности: расширяйте его права и обязанности,
поощряйте все проявления самостоятельности (хочет сам - пускай), но поощрять
нужно именно проявления самостоятельности, а не капризы и истерики. Разрешая
ребенку делать что-либо самому, не показывайте всем своим видом, что делает он
это вовсе не так хорошо как надо. Лучше тактично помогите или просто
переделайте, пока он не видит.
В-третьих, не забывайте, что ребенок
не соглашается с вами не только для того, чтобы "отстаивать" свою
свободу, но и испытать Вас, ваш характер, найти слабости в нем, и при случае
ими пользоваться. Поэтому система ваших требований должна быть с одной стороны,
совершенно четкой ("нельзя" должно быть именно нельзя, и у родителей,
и у бабушек-дедушек и в д/с) - ребенок по несколько раз будет проверять, что
можно, а что нельзя, но с другой стороны гибкой ("если... то нельзя, а
если... то можно" – и обязательно с объяснениями!) "Если мы идем в
садик, то нельзя останавливаться и смотреть по сторонам, потому что тогда мы
будем идти медленно и опоздаем в садик, а мама опоздает на работу - на нее
будут кричать и ей будет плохо. А если мы идем из садика - то можно идти
медленно и даже немножко поиграть по дороге".
В-четвертых, ребенок твердит
"нет" еще и потому, что он чувствует, что систему требований
изменили, а почему - не понимает. И потом "нет" - это наше волшебное
педагогическое воспитательное слово. И ребенок, подражая взрослому, чувствуя
себя самостоятельным, начинает воспитывать вас. Поэтому система требований
должна быть доступна и понятна на том уровне, который доступен ребенку.
В-пятых, во время кризиса ребенок
должен ощущать, что все взрослые прекрасно понимают, что рядом с ними не малыш,
а равный друг и товарищ.
В-шестых, одним из важнейших
моментов в этом возрасте являются не только поощрения самостоятельности, но и
ее подтверждения - пишите ему письма,
звоните ему лично, просите его совета, делайте взрослые подарки (например,
подарите не очередную машинку, а шариковую ручку со словами: "Я вчера
написала бабушке письмо, и теперь она хочет, чтобы и ты ей написал, ведь ты же
уже взрослый"...)
Ни
в коем случае не нужно ругать за любые проявления самостоятельности: желания
нужно поощрять (хочет завязать сам шнурки - пусть завязывает, можно попробовать
пойти на компромисс - мама завяжет шнурки на одном ботинке, ребенок на другом),
истерики и капризы сносить с безразличным видом обязательно проанализировав
потом, почему это произошло...
Hу, и, главное! Любите ребенка!
Комментариев нет:
Отправить комментарий