Агрессия
– это осознанные действия, которыми причиняют ущерб не только другому человеку
или животному, но и любому неживому объекту (Э. Фромм).
Агрессивное
поведение ребёнка является, прежде всего, реакцией на физический или
психический дискомфорт, стрессы. Кроме того, агрессия может выступать в качестве средства достижения ребёнком какой –
то своей цели.
Агрессии,
как и любому другому виду реакции, учатся через подражание. Дети дошкольного
возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии, впоследствии
подражают действиям взрослых. К сожалению, приходится видеть, как дети в игре бьют куклу, рвут ей волосы…дома дошкольник может ударить сестрёнку или брата,
а в детском саду – сверстника. И это только единичные примеры.
Такому
подражанию способствуют средства массовой информации, транслирующие фильмы, а
тем более мультфильмы, агрессивной тематики, где герои машут руками и ногами, разбивая
в кровь, друг другу лицо, стреляют изо всех видов оружия (при этом они изображаются
истинными героями). После просмотра таких фильмов и «мультиков, дети плохо
засыпают, спят тревожно. Днём раздражительны и агрессивны, в детском саду
нарушают дисциплину. Не побоюсь громких слов: это необъявленная информационная
война, направленная на воспитание подрастающего поколения в духе жестокости и агрессии.
Взрослые
обязаны чётко отслеживать, что смотрит ребёнок, во избежание негативных
последствий.
Огромную
роль на становление агрессивного поведения ребёнка имеют семейные отношения. В
семьях, где между родителями существуют разногласия и ссоры, дети, как правило,
более раздражительны и вспыльчивы. Если во взаимоотношениях ребёнка с матерью
не было крепкой привязанности, то, возможно, в будущем такой ребёнок окажется подвержен эмоциональным вспышкам.
Если
один или оба родителя часто проявляют нерешительность (купить или не купить
игрушку, дать или не дать конфету) то ребёнок, скорее всего, начнёт
манипулировать взрослыми с целью
достижения своей цели. Аналогичный эффект может дать и непоследовательность в
воспитании.
В
семьях, где растут два и более детей, очень важна гармония во взаимоотношениях
старших и младших. Агрессивное поведение старшего брата или сестры с лёгкостью
усваивается малышом. Какой же должна быть реакция родителей на проявления
агрессии ребёнка? Если родители
подавляют агрессию ребёнка с позиции силы и \ или отвечают на детскую
агрессию гневной вспышкой, то ребёнок усваивает эту модель поведения и применяет её в дальнейшем в общении с
детьми, со взрослыми ,в играх. Предпочтение,
конечно же, нужно отдавать обсуждению возникшей проблемы, научению на
конкретном примере конфликта, вызвавшем
агрессию, конструктивным, неагрессивным способам его разрешения. Как доказано в
ряде исследований, агрессивные дети отличаются от неагрессивных, в первую
очередь, именно слабым знанием конструктивных способов разрешения конфликтов.
Если
уж наказание так неизбежно, взрослым необходимо выполнять следующие правила:
-наказание
должно следовать непосредственно за поступком;
-наказание
должно быть адекватным поступку;
-наказание
не должно быть унизительным для ребёнка;
-наказание
не должно применяться одновременно с поощрением;
-наказание
не должно содержать угроз , тем более невыполнимых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий