Этот метод самый простой и
естественный, не требующих специальных знаний и умений. Что может быть проще,
чем любить своего малыша, свою частичку? Но в наше "продвинутое"
время многим родителям так сложно любить своих детей! Возможно, их самих не
долюбили в детстве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями.
Уже в животике у мамы малыш чувствует
прикосновение, различает звуки (особенно мамин и папин голос), видит
приглушенный свет. Если мама регулярно разговаривает с ним, поглаживает свой
живот, устанавливается эмоциональный контакт. Ребенок начинает
"отвечать" маме, папе толчками, постукиваниями, повышением или
понижением активности. Детишки, появившиеся у родителей, которые еще до
рождения общались с ними, более спокойны, быстрее развиваются, устойчивы к
стрессам. Вообще с ними меньше проблем, потому что родители их лучше понимают.
В первые месяцы после рождения именно
кожно-мышечные ощущения являются основным источником впечатления, помогают
познавать собственное тело и окружающий мир. Затем к эмоциональным реакциям
добавляются зрительные, слуховые, обонятельные. Почему малыши в домах ребенка
так отличаются от своих "домашних" сверстников? Они пугливы,
неуверенны в себе, малоинициативны, позже начинают сидеть, ходить, говорить, у
них плохо развито воображение, память, мышление. Такие малыши отстают от многих
возрастных норм. Все объясняется очень просто - рядом с ребенком нет близкого
человека, который реагирует на каждое его движение, улыбку, плач, кряхтение,
который часто берет на руки, нежно прижимает, покачивает, успокаивает, хвалит. До
3-х лет ребенку необходимо постоянное присутствие мамы или другого близкого
человека.
Еще совсем недавно (в 60-70 годы) было
нормально, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребенка
выходила на работу, а младенца отдавали в ясли. Родителям советовали не
баловать ребенка, не брать на руки без особой необходимости ("плачет,
кричит - полезно, легкие развиваются"), чаще давать соску для успокоения.
Результат такого воспитания плачевен - выросло поколение людей с ослабленным здоровьем,
со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность,
страхи и как следствие - алкоголизм, агрессивность и т.д.). Многие уже взрослые
люди сталкиваются с проблемами при создании собственной семьи, т.к. их не
научили в детстве делиться любовью, вниманием.
В настоящее время ученые доказали
необходимость "ласкового" воспитания. Взрослея, становясь
самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внимания. По
мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы
"эмоциональный резервуар" ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем
лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.
Из чего состоит
"ласковое" воспитание.
КОНТАКТ ГЛАЗ. Это любящий
взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение.
Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может.
Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.
ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ.
Это и "телячьи нежности", и "медвежьи шалости". Все зависит
от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок
никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма
его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях;
дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания,
пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему
все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний,
объятий.
ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя
бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему,
забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и
чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого
(телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).
Лишь удовлетворив потребность ребенка в
эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины,
самостоятельности. "Хорошего" воспитания легче добиться, когда
ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не
стараясь унизить, "сломать".
Вспомните, когда в последний раз Вы ласкали
своего ребенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в
день Вы применяли "ласковое" воспитание. Если получилось мало или
отсутствует одна из составляющих (см. выше), то стоит задуматься и постараться
изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными,
доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как
сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства.
Любви и ласки много не бывает! А можно поиграть в "эмоциональные"
игры.
Поиск мягких игрушек (с
двух лет)
Соберите все мягкие игрушки, которые есть в
доме и уложите их под одеяло. Туда же забирается и ребенок. Он должен нащупать
и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с
малышом - будет еще веселее.
"Дотронься
до..." (с 4-5 лет)
В игре принимают участие несколько человек,
естественно, они все по-разному одеты. Ведущий говорит: "Дотронься до… синего!"
Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде названный
цвет и дотронуться до него. Можно искать различные цвета, элементы одежды
(рукав, кармашек, бантик, пуговица и т.д.). Важно, чтобы дотрагивались до
каждого участника игры.
Игровой массаж
Можно испечь пирог (см. статью
"Самооценка"). Можно делать легкий массаж спинки, ручек, ножек с
поглаживаниями, растираниями, придумывая сказки и веселые истории.
Чаще устраивайте домашние праздники, и большие
(день рождения, Новый год, 8 Марта), и маленькие (день солнышка, летний бал,
воскресный обед).
Лечение любовью
Любовью и нежностью можно даже
лечить! Если ребенок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно
попробовать использовать внушение. Давно известно, что дети очень внушаемы. Но,
к сожалению, такую особенность их психики взрослые часто используют во вред.
Даже любящая мама может внушить ребенку страх, неуверенность в себе, плохое
поведение своими словами. "Вечно ты копаешься", "Катя у нас- жадина",
"Не подходи к собаке - укусит", "Ой, какая ты
бледненькая!", "Давай я сам, все равно не сможешь" - это лишь
немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию малыша. А
ведь можно использовать свое влияние на ребенка с пользой! Вместо того, чтобы
внушать малышу, какой он плохой, глупый и нелюбимый, попробуйте дать ему
установку на хорошее поведение: "Какой ты молодец!", "Ты
здоровый и сильный", "У тебя все получится", " Я в тебя
верю"...
Можно использовать простейший гипноз и во сне.
Когда ребенок спит, тихо сядьте рядом и говорите! Говорите, как Вы его любите,
какой он хороший, умный, красивый. Можно заранее подготовить
предложения-установки: "Завтра ты будешь спокойным, хорошо
покушаешь", "Ты быстро выздоровеешь, завтра температура снизится,
станет легче дышать", " Ты станешь меньше плакать и
капризничать"... Старайтесь, чтобы установки были предельно четкими и
конкретными. Таким образом Вы настраиваете организм ребенка на благотворные
изменения. Для получения результата необходимо проводить такие "сеансы
любви" регулярно. Важно, чтобы Ваше настроение соответствовало моменту. Не
начинайте сеансы, если чем-то недовольны, рассержены, устали. Вы должны
говорить искренне, чувствовать к ребенку нежность, любовь, желание помочь. Не
говорите слишком громко и эмоционально, чтобы не разбудить ребенка. Попробуйте!
Может быть, Вам подойдет именно такой способ выражения любви и заботы?
Утомление - одна из причин плохого
поведения маленького ребенка
Сегодня мы поговорим о наиболее часто
задаваемом вопросе родителей маленьких детей в возрасте до трех-пяти лет:
"Почему малыш начинает плохо себя вести?"
Вариантов ответа несколько, их я касалась
ранее в статьях и ответах читателям. Это и возрастные кризисы (1-го года, 3-х
лет), и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания,
сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это
усталость, утомление…
Если маленький ребенок часто утомляется,
ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие,
малыш часто болеет. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но
не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка.
Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь
прислушиваться к своему малышу, вовремя замечать признаки усталости, голода,
грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости:
беспричинный плач, капризы;
малыш начинает тереть глаза, зевать;
сосет палец или погремушку, теребит пуговицу,
сосет губу ;
нарушается координация движений, особенно рук,
ребенок роняет игрушки, допускает ошибки в игре, например, при складывании
пирамидки, при построении домика из кубиков;
замедляются движения, появляется вялость;
возникают несвойственные ребенку агрессивные
действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
может возникнуть чрезмерная активность,
несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.
У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные
признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя";
появляются круги под глазами; некоторые маленькие дети начинают слишком
эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые:
чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в
доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, кормление,
например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении,
шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется
(проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление -
болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к
проблемам развития ( страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое
нарушение аппетита и т.д.).
Особое внимание нужно уделять детям, которые
начали посещать детский сад, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое
место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания
(адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее
ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.
От темперамента. Дети-меланхолики и
дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым
условиям.
От состояния здоровья. Физически слабый, легко
возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно
переболевшим или начинающим заболевать.
От наличия или отсутствия опыта пребывания в
различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к
бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и
т.д.).
От контраста между обстановкой дома и в
детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем
труднее привыкать ребенку.
От разницы отношений взрослых дома и в детском
саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а
в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и
наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.
От умения окружающих (родителей, педагогов)
вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Об отсутствии утомления и
переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое,
жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих
ребенку в спокойном, бодром состоянии ( особенности засыпания, аппетита,
поведения, присущие именно данному малышу).
Рекомендации для родителей
Чтобы избежать утомления, придерживайтесь
следующих правил:
Соблюдайте режим.
Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет
длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.
Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит,
играет.
Если ребенок еще совсем маленький, младенец,
чаще переворачивайте его (на спинку, на бочок, на животик).
Предлагайте новые игрушки, игры.
Сон помогает восстановить силы, поэтому
желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать,
если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.
Чередуйте спокойные и активные занятия.
Не обрывайте резко занятие, интересное для
ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке, кормлению. Нужно заранее
предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать
время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.
Дозируйте просмотр телевизора, видео,
компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими
постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
Не заставляйте маленького ребенка долго ждать.
Разговаривайте и играйте с малышом.
Удовлетворяйте потребность ребенка в движении,
общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в
гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).
Развивающие игры для детей до 4-х лет
Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша
дома, как отвлечь от капризов и баловства? Маленькие дети начинают себя
"плохо" вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя
занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаю родителям поиграть
вместе с малышом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий