В Вашей семье скоро случится знаменательное событие,
появится еще один ребенок? Или у Вас уже несколько детишек? Тогда Вас, конечно,
волнует проблема сосуществования нескольких детей. Кто-то только задумывается
об этом, а кто-то уже столкнулся с проблемой ревности между детьми.
Мы затронули благоприятную и неблагоприятную разницу
в возрасте между детьми. Но даже если у старшего ребенка «благоприятный»
возраст, это не значит, что он без проблем адаптируется к появлению второго
малыша. Только от родителей зависит благополучие всех детей в семье. Но в любом
случае, старший ребенок, первенец – страдающая сторона. Есть даже термин
«детронация» ребенка. Чаще всего первенец действительно свергается с
пьедестала. И эта горечь «свергнутого» может жечь его всю жизнь. Ребенок
вынужден становиться борцом (за любовь, внимание, за похвалу и т.д.). Доказано,
что старшие дети либо «ломаются», становясь закомплексоваными, безликими
людьми, либо становятся лидерами, добиваются больших успехов в жизни, у них развиваются
сильные, жесткие черты характера. Часто они борются сами с собой, со своей
неуверенностью, комплексом неполноценности, зажатостью. Младшие же дети часто
из-за заласканости и желания родителей оградить их от жизненных проблем
становятся слабохарактерными, ленивыми. Они не научились самостоятельности,
т.к. старший брал на себя основную нагрузку, им проще и дальше жить под чьим-то
крылышком (мамы, старшей сестры и т.д.). Такое случается при неправильном
поведении родителей!
Что делать, чтобы дети выросли полноценными людьми?
Рекомендации для родителей
Старайтесь не менять традиции, принятые в семье и
касающиеся старшего ребенка (прогулка в парк в выходной день, посещение секции,
поездки в гости и т.д.).
Заранее готовьте ребенка к появлению братика/сестрички.
Причем сделайте так, как будто малыш появится именно по просьбе старшего.
Еще до рождения младшего расскажите старшему о
младенцах, как за ними ухаживать, как они едят. Хорошо, если он увидит это в
другой семье.
Вспоминайте и рассказывайте, как «старшенький» был в
мамином животике, как он был младенцем, как рос и менялся. Просмотрите вместе
фото и видео записи.
Постарайтесь необходимые, но не очень приятные
изменения в жизни первого ребенка произвести до рождения второго (начало
посещения садика, прививки и т.д.).
Ни в коем случае не изменяйте тип воспитания ребенка
(резкое увеличение требований к ребенку, введение новых обязанностей...).
Делайте все, чтобы старший ребенок не ощущал себя
ненужным и отвергнутым. Вовлекайте его (по желанию) в заботы о младенце,
выделяйте время для совместных игр, чтения, бесед (пока младший спит, можно
поиграть со старшим).
Сначала новорожденный способен восприниматься
старшим малышом как некая новая игрушка, ему интересно потрогать кроху,
порадоваться ей. Но через некоторое время всё меняется. Вашему первому ребёнку
стало понятно, что кроха обосновался в их квартире или доме навсегда. При этом,
он ещё и много времени проводят с любимой мамой. Причём она держит постоянно
его на руках. Именно отсюда появляется детская ревность. И чем меньше малыш,
тем сильнее будет проявляться его ревность, а некоторые дети порой становятся к
своим младшим братьям и сёстрам очень агрессивными, к тому же, родители по
отношению к себе также начнут это замечать.
Не восторгайтесь и не любуйтесь младенцем в
присутствии старшего. Никогда не сравнивайте детей между собой! Помните, что
нет двух похожих детей, все они индивидуальны и неповторимы.
Не вините себя в появлении «соперника».
Поддерживайте стремления старшего помогать в уходе и
даже выполнять роль «третьего» родителя.
Если мама кормит младенца, папа может
поиграть со старшим, или во время кормления рассказать любимую сказку.
Дайте возможность старшему в выборе имени, одежды,
игрушек.
Всегда помните о том, что первенец – страдающая
сторона, поэтому проявление ревности, недовольства неизбежны, в Ваших силах
вовремя их распознать и помочь ребенку.
Не обделяйте вниманием ребенка, ссылаясь на нехватку
времени из-за младенца, не превращайте свою жизнь в сплошной уход за младшим.
Чудачества ребенка воспринимайте спокойно и без
критики («Ты же уже большой, зачем тебе соска»). Пойдите на поводу, выполните
его просьбы, возможно, попробовав лежать спеленатым или пить из бутылочки,
ребенок потеряет к ним интерес.
Помните, что своим неадекватным, порой вызывающим
поведением, ребенок старается отвлечь Вас от младенца, обратить Ваше внимание
на него. Так уделите ему внимание!
Играйте во все ролевые игры, которые предлагает
ребенок, т.о. Вы помогаете ему справиться с непривычной, новой ситуацией.
Не обижайтесь, если ребенок отказывается помочь,
становится агрессивным – это защитная реакция.
Сейте семена любви между детьми, не делайте одного
ребенка в «услужении» у другого, пусть они будут равны в правах и обязанностях
(остальное – по желанию).
Если дети ссорятся, балуются, никогда не наказывайте
кого-то одного – виноваты оба. Пусть разбираются сами. Не могут? Значит,
ругайте, наказывайте обоих. Это справедливее, чем незаслуженное наказание
кого-то одного («потому что ты - старший»).
То же правило и для похвалы. Когда хвалите одного,
обязательно найдите что-нибудь хорошее и у другого, даже если сейчас он этого
не заслужил.
Пусть старший чувствует себя защитником (но не
нянькой), а младший – защищенным (но не куклой).
При воспитании учитывайте индивидуальные
особенности, характер детей. Если один ходит на танцы, другому это занятие
может не подойти, возможно, он захочет заниматься спортом. Если один рано
научился читать, это не значит, что второй обязан не отставать.
Некоторые мамы после рождения младенца отправляют
старшего ребенка жить к родственникам на некоторое время (к бабушке, например),
считая, что там ребенок получит необходимое ему внимание и любовь, а им (мамам)
будет легче. Не делайте этого! Таким образом Вы с самого начала зарождаете
ревность и конкуренцию между детьми! Возможно, сначала Вам будет легче, но
когда старший ребенок вернется домой, проблемы всплывут наружу, его реакция
может быть очень бурной, или, наоборот, он замкнется. Это ведет к невротизации
ребенка со всеми последствиями (тревожность, неврозы, агрессивность,
отчуждение).
«Ты уже большой!» - не увлекайтесь этой фразой.
Старший автоматически становятся «большим», даже если ему еще не исполнилось и
3-х лет. Часто родители забывают, что он, в сущности, совсем маленький и очень
нуждается в ласке и нежности. Напоминая без конца о его старшинстве, можно
ненароком убедить, что его не любят; любят только младшего. Почему он всегда
должен уступать, отдавать лучшие игрушки, убираться за двоих и расплачиваться
за общие провинности? Вы не боитесь, что Ваш полузаброшенный «большой»
возненавидит обожаемого всеми маленького кроху?
Комментариев нет:
Отправить комментарий