Родители, воспитывая детей, часто слышат
слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка. Кризис развития – естественный процесс,
необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его
самостоятельности.
(приблизительно от 9 месяцев до
1,5 лет).
У
ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его
возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает
самостоятельно передвигаться.
Проявления:
- всплеск самостоятельности (ребенок
осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется
много целей)
-
появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание,
отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.
-
усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной
стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в
действиях со стороны матери или других близких взрослых)
Что еще происходит с ребенком –
появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова
становятся ситуативными (зависят от конкретной ситуации).
В
этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и
поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.
Что могут сделать родители:
- давать ребенку возможность исследовать
пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия
объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует
дальнейшему развитию его речи) - создавая запреты, не делайте их слишком много
-
старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек)
- ребенку необходима ваша любовь, ласка
и внимание.
Кризис 3 лет
(приблизительно от 2,5 до 3,5
лет)
Ребенок, отделяясь от взрослого, делает
попытку установить с ним новые отношения. Начинают выстраиваться отношения с
другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется
собственное Я.
Проявления:
Негативизм – реакция отрицания на требование
или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
Упрямство – ребенок настаивает на чем-то
не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
Строптивость – общий протест против
привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
Своеволие – ребенок принимает только то,
что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок
единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок
чувствует и расценивает как важные только собственные желания и потребности.
Протест-бунт – ребенок в состоянии
постоянного конфликта с окружающими.
Обесценивание - ребенок может сломать
любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам), может начать
ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется
отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от
близких взрослых.
Что могут сделать родители
-
обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде
вопроса (вместо «Убери игрушку»
- «Ты уберешь игрушку сейчас или
позже?») - ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря
его вещь)
-
попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года,
шлепки и крики – бесполезны. - будьте последовательны, если сказали «нет»,
следуйте принятому решению.
-
запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
-
проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда
нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
- если у ребенка началась истерика,
переждите ее, а потом объясните как «правильно» себя вести и почему (будьте
готовы к тому, что одного раза недостаточно).
Кризис 7 лет (6-7 лет)
В этот период происходит становление
внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к
учебной деятельности.
Особенности переживания ребенка в этот
период
– переживания обретают смысл (ребенок
осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний
(формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).
Проявления:
Пауза - промежуток времени между
обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в
невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
Спор - ребенок в ответ на просьбу,
приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время
выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.
Непослушание - невыполнение привычных
требований или установлений, отказ от участия в привычных делах,
противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
Хитрость - нарушение привычных
требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых
ребенок может извлечь выгоду для себя.
"Взрослое поведение" - ребенок
ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как
правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в
карикатурной взрослости.
Внешний вид - внимание к собственной
внешности. Споры об одежде.
Требовательность - настаивание на своем,
навязчивое напоминание об обещанном.
Что могут сделать родители:
-
предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая
помогать ему в сложных ситуациях - обсуждайте с ребенком различные «взрослые»
проблемы, внимательно выслушивая его
- если ребенок высказал ошибочное
суждение, тактично поправляйте его
-
предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха -
отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
- будьте последовательны в своих
требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования -
соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)
-
подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий