Помочь ребенку стать самостоятельным непросто, но при желании процесс этот
можно сделать увлекательным.
§ лист бумаги разделите пополам и составьте список дел, с которыми ребенок
справляется сам (поместите их в левую колонку) или с вашей помощью (правая
колонка);
§ постарайтесь не вмешиваться в дела из колонки «Сам»: не торопите ребенка,
когда он ими занят, не проверяйте, сделаны они или нет, позвольте ребенку
столкнуться с отрицательными последствиями своих действий. При этом не жалейте,
не стыдите и не ругайте, а выражайте сочувствие и надежду на то, что в
следующий раз все будет в порядке;
§ в дела из колонки «Вместе с мамой (папой)» вмешивайтесь настолько,
насколько вас об этом просит ребенок. Но постепенно передавайте все большую
часть каждого дела ребенку. При этом дела из правой колонки будут постепенно
перемещаться в левую, а ваш малыш будет становиться все более самостоятельным.
Любой самостоятельный выход из дома – будь то поход в школу через дорогу
или поездка к бабушке на метро с пересадкой – готовится одинаково. Сначала вы
много раз проделываете этот путь вместе с ребенком. Затем, когда маршрут станет
привычным, он сам «ведет» или «везет» вас куда надо. Ваша роль при этом –
подчиняться ребенку, не поправляя его и не указывая, как правильно. Итоги
подведите в конце пути. Не высказывайте больше двух-трех замечаний за один раз
и обязательно заметьте, как вы горды за такого самостоятельного человека. Если
всё прошло успешно, ребенка можно отпускать одного. В каком возрасте это
сделать, зависит и от жизненного опыта ваших сына или дочери, и от сложности
пути, и от их желания, наконец. Маршрут, по которому вы отпускаете ребенка,
должен быть всегда одинаковым, без вариантов. Для младших школьников это
возможность довести навыки до автоматизма. Лишь с 10-11 лет имеет смысл
осваивать разные маршруты.
Вот некоторые приемы, с помощью которых вы сможете развить
самостоятельность ребенка в игровой форме.
– Используйте подсказки. Оставляет дома то ключи, то телефон? На входную
дверь, на зеркало (куда обязательно упадет взгляд) прикрепляем записочку. Детям
постарше напоминалки можно заводить в мобильный телефон или компьютер.
– Сочините «легенду». У туристов так называется словесное описание отрезка
пути: «пройти столько-то шагов на север, повернуть на восток...» Осваивая с
ребенком маршрут, проговаривайте его таким образом. Это развивает речь и учит
мысленно представлять путь. Когда ребенок начнет активно передвигаться по
микрорайону, поиграйте «в легенду»: вы расписываете на бумаге отрезок пути –
ребенок по нему следует. Играть можно даже не выходя из дома: пусть ребенок,
читая ваше описание, представляет свой путь и говорит вам, куда его привела
«легенда». «Высший пилотаж» – когда такое задание он может составить для вас
самостоятельно.
Ребенок, не получающий от родителей достаточно любви и поддержки, рано или
поздно смиряется с тем, что он для них не так уж и значим. И приучается
полагаться на себя. Но лет через 20-25 постаревшим родителям вдруг захочется
иметь друга в лице сына или дочери, а повзрослевшему ребенку это будет уже не
нужно. Что касается личной жизни таких детей, то она складывается по-разному.
Одни стремятся не повторять родительских ошибок и в своей собственной семье
создают очень теплые отношения. Только вот мать с отцом оказываются за чертой
этого нового семейного круга. Другие вообще не желают заводить семью и детей.
Слишком въелась в их поры привычка к одиночеству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий