Из трех основных способов
познания мира (с помощью зрения, слуха и осязания) один, как правило, является
приоритетным. Он в значительной степени определяет способности и поведение
ребенка. Соответственно приоритетному способу выделяются три типа детей:
слушатель, зритель и деятель.
Младенцев-слушателей легко успокаивает музыка
или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети
постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество
вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в
начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя.
Они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух,
предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов.
Большинство младенцев-деятелей
не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат и
подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а
потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают игры, связанные с
прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.
Деятели постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, ходят
в походы, ухаживают за животными."
Естественно, что разделение
всех детей на три типа - условно. Зачастую дети активно используют два способа
познания, или развиваются гармонично. Но я думаю, что многие родители могут
сразу сказать о своем ребенке (или о себе): "о, вылитый слушатель (или
другой тип)", и это может дать ключ к решению многих проблем в семье.
Собственно говоря, разделение
на "тихонь", "болтунов" и "бегунов" не ново.
Думаю, часто родители интуитивно определяют тип своего ребенка и характеризуют
его на бытовом уровне: "из него слова не вытянешь", "у него
только музыка на уме", "ему бы носиться сломя голову", и так далее.
Основной способ познания
является врожденной особенностью человека. Подумать только! Малыш является в
этот мир, и начинает обращать внимание на цвета, звуки и прикосновения
предметов. Исследовать что-то одно из этого моря ощущений нравится ему больше
всего. Но родителей это почему-то сердит, и мама говорит раздраженно: "не
сиди ты с кубиками, иди побегай, погуляй" (или "хоть бы раз книжку в
руки взял!").
Кстати, дети получают
любимый тип познания в наследство о кого-нибудь из родителей. Конечно, это
разумное решение природы: "однотипному" родителю и ребенку легче
понять друг друга. Жаль, что это правило не обходится без исключений.
Второй аспект: после того,
как вы определили приоритетный способ познания и, соответственно, сильную
сторону ребенка, надо заняться развитием других областей деятельности. Хотя
абсолютного баланса между всеми способами добиться сложно, надо стремиться к
гармонии, чтобы ребенок мог успешно запоминать информацию как зрительно, так и
со слуха, а также не отставал в физической подготовке.
Совершенствование и развитие
навыков зрителя:
- Научите ребенка давать
отдых глазам или расслаблять их. Метод заключается в том, чтобы ребенок,
прикрыв глаза ладонями так, чтобы не проникал свет, по команде закрывал глаза
на десять секунд.
- Изучайте вместе
какой-нибудь предмет, потом убирайте его и по очереди пытайтесь описать этот
предмет.
- Рассказывайте ребенку
сказки и различные истории в темноте. Это поможет развить у него визуальное
воображение.
- Занимайтесь вместе
художественным творчеством. Дайте ребенку красивые карандаши, скрепки,
фломастеры, краски. Покупайте для него простые пазлы.
-
Купите ребенку доску с магнитной азбукой или другими фигурками;
конструктор ЛЕГО или подобные ему. Может быть, его заинтересуют модели машинок
с прицепами, открывающимися дверями и другими мелкими деталями. Такие игры
развивают руки и пальцы.
- Дайте ребенку как можно больше журналов, пусть он делает с ними все, что хочет.
- Дайте ребенку как можно больше журналов, пусть он делает с ними все, что хочет.
Совершенствование и развитие
навыков слушателя:
- Дайте ребенку возможность
слушать побольше музыки; приобретите кассеты с записями для детей. Детский
магнитофон дает возможность ребенку самому нажимать на разноцветные кнопки.
- Старайтесь обеспечить
ребенку контакты со сверстниками.
- Говорите, пользуясь
сложными предложениями, определениями. Описывайте все в деталях. Это побудит
ребенка так же строить и свою речь. Беседуйте с ребенком при любой возможности
(на прогулке, в транспорте и т.д.), задавайте ему побольше вопросов.
- Почаще читайте вслух и
обсуждайте прочитанное. Можно вместе рассматривать рекламные журналы и
рассказывать, что на фотографиях. Так можно расширить словарный запас. Для
чтения хорошо выбрать специальное, особенно уютное место. Ребенка можно
заинтересовать объемными или движущимися картинками.
Совершенствование и развитие
навыков деятеля:
- Дайте ребенку небольшой
тазик, некое подобие домашней песочницы. Налейте туда воды, или насыпьте
различные крупы, кукурузные хлопья и тому подобное. Ребенку будет приятно
копаться в этом тазике, пересыпая различные материалы.
- Качели во дворе или
спортивный комплекс дома - отличный стимул для физических упражнений. Очень
полезно записаться в детскую спортивную группу.
- Танцуйте вместе под
музыку. Разыгрывайте пантомимы - как будто вы пылесосите, бреетесь или
открываете окно. Пойте и показывайте в лицах песенки типа "Вот как мы
метем пол, поднимаемся по лестнице и т.д."
Небольшое отступление о
терминах. Наверное, "слушатель-зритель-деятель" - эти слова вполне
адекватно отражают общую идею. В интернетовских статьях я встретила такие
термины, как "визуалист", "кинестатик", "аудиал".
В заключение хотелось бы
пожелать, чтобы такие простые вещи, как принятие во внимание приоритетного типа
познания, вошли бы в наш обиход и были бы естественны для родителей (а также
работников детских садов и школ!), как, скажем, учет комплекции или вид
темперамента. И нашим детям стало бы полегче с нами жить...
Оксана, спасибо за очень интересный материал!
ОтветитьУдалить