Игра сопутствует человечеству на протяжении всей его
истории. Ей посвящено множество работ ученых самых разных специальностей:
философов, психологов, этнографов и т.д. Что игра дает человеку? В чем ее
природа и значение? На эти вопросы пытались ответить многие.
1.потребность дать выход избыточной жизненной силе.
2.подчинение врожденному инстинкту подражания.
3.удовлетворение потребности в отдыхе и разрядке.
4.своеобразная предварительная тренировка перед
серьезным делом.
5.врожденная потребность что-то уметь или что-то
совершать.
6.стремление к главенству или соперничество.
7. невинная компенсация вредных побуждений.
8.необходимое восполнение монотонной деятельности.
9. удовлетворение в некой фикции не выполнимых в реальной
жизни желаний и тем самым поддержание чувства личности.
Играть с детьми в семье надо научиться всем. Ведь
умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе
способность к комбинированию, преобразованию, творческому осмыслению
действительности. Ребенку игра необходима как воздух, как вода, как пища для
ума, сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий его интересы,
созидающий его личность. Ведь именно через игру он познает мир, удивляясь его
полноте и многообразию.
Как же играть с ребенком? О чем необходимо помнить,
организуя совместную игру?
Во-первых, о том, что любая игра является свободной
деятельностью. Она свободна от реального, ощутимого мира предметов. В игре
ребенок подчиняет предметный мир себе, в реальности – все происходит наоборот.
Играя, малыш чувствует себя способным делать все, как взрослый, он заменяет
отсутствующие атрибуты жизни взрослых имеющимися у него игрушками.
Во-вторых, игра развивается от подражания действиям
взрослого и постепенной самостоятельности в ее организации ребенком, поэтому и
доля участия взрослого в совместной игре предполагает постепенное снижение.
В-третьих, для каждого возраста развивающую функцию
осуществляет определенный вид игр: для малыша – это предметная игра, для
старшего дошкольника – это сюжетно-ролевая и последующее освоение игр с
правилами.
Чтобы у ребенка сформировалась игра, взрослому надо
показать, проиграть отдельные игровые действия и сделать это очень эмоционально
захватывающе. Т.е, чтобы ребенок овладел игровыми умениями, мама, папа или
другой близкий родственник должен играть вместе с ним, взяв на себя роль
партнера по игре, но действуя как режиссер. В противном случае его значение
смещается с позиции равноправного, но при этом умеющего хорошо играть партнера,
на позицию превосходства. Взрослый, играя, должен показать ребенку образцы
игровых действий, из которых в последствии разовьется самостоятельная игра.
Однако, если усвоенные малышом игровые действия воспроизводятся слишком долго и
не сменяются более содержательной игрой, необходимо внести в них некоторое
разнообразие. Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая
ему первенство. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в вашем
постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго
будут необходимы, потому что ребенок не всегда бывает в состоянии сам оценить
свои игровые достижения.
Играть с
ребенком нужно не протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном
этапе развертывать игру особым образом, чтобы ребенком сразу использовался,
усваивался и становился ясным более сложный способ ее построения.
Игру с полным основанием можно считать
универсальной формой общения, сотрудничества, содружества ребенка и взрослого,
которая выводит интересы и возможности маленького человека на более высокий
уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. А наблюдение за поведением
ребенка во время игры не только очень многое может поведать родителям об
индивидуальности их малыша, но и предоставит возможность направить свои
воспитательные усилия в нужное русло. Только когда ребенок пройдет весь игровой
путь, он приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. И
только тогда мы с уверенностью сможем сказать, что действительно обеспечили ему
счастливое и умное детство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий