вторник, 20 октября 2015 г.

Играйте вместе.

Игра сопутствует человечеству на протяжении всей его истории. Ей посвящено множество работ ученых самых разных специальностей: философов, психологов, этнографов и т.д. Что игра дает человеку? В чем ее природа и значение? На эти вопросы пытались ответить многие.
Выделяют девять функций игры:
1.потребность дать выход избыточной жизненной силе.
2.подчинение врожденному инстинкту подражания.
3.удовлетворение потребности в отдыхе и разрядке.
4.своеобразная предварительная тренировка перед серьезным делом.
5.врожденная потребность что-то уметь или что-то совершать.
6.стремление к главенству или соперничество.
7. невинная компенсация вредных побуждений.
8.необходимое восполнение монотонной деятельности.
9. удовлетворение в некой фикции не выполнимых в реальной жизни желаний и тем самым поддержание чувства личности.
Играть с детьми в семье надо научиться всем. Ведь умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию, творческому осмыслению действительности. Ребенку игра необходима как воздух, как вода, как пища для ума, сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий его интересы, созидающий его личность. Ведь именно через игру он познает мир, удивляясь его полноте и многообразию.
Как же играть с ребенком? О чем необходимо помнить, организуя совместную игру?
Во-первых, о том, что любая игра является свободной деятельностью. Она свободна от реального, ощутимого мира предметов. В игре ребенок подчиняет предметный мир себе, в реальности – все происходит наоборот. Играя, малыш чувствует себя способным делать все, как взрослый, он заменяет отсутствующие атрибуты жизни взрослых имеющимися у него игрушками.
Во-вторых, игра развивается от подражания действиям взрослого и постепенной самостоятельности в ее организации ребенком, поэтому и доля участия взрослого в совместной игре предполагает постепенное снижение.
В-третьих, для каждого возраста развивающую функцию осуществляет определенный вид игр: для малыша – это предметная игра, для старшего дошкольника – это сюжетно-ролевая и последующее освоение игр с правилами.
Чтобы у ребенка сформировалась игра, взрослому надо показать, проиграть отдельные игровые действия и сделать это очень эмоционально захватывающе. Т.е, чтобы ребенок овладел игровыми умениями, мама, папа или другой близкий родственник должен играть вместе с ним, взяв на себя роль партнера по игре, но действуя как режиссер. В противном случае его значение смещается с позиции равноправного, но при этом умеющего хорошо играть партнера, на позицию превосходства. Взрослый, играя, должен показать ребенку образцы игровых действий, из которых в последствии разовьется самостоятельная игра. Однако, если усвоенные малышом игровые действия воспроизводятся слишком долго и не сменяются более содержательной игрой, необходимо внести в них некоторое разнообразие. Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда бывает в состоянии сам оценить свои игровые достижения.
  Играть с ребенком нужно не протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, чтобы ребенком сразу использовался, усваивался и становился ясным более сложный способ ее построения.
Игру с полным основанием можно считать универсальной формой общения, сотрудничества, содружества ребенка и взрослого, которая выводит интересы и возможности маленького человека на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. А наблюдение за поведением ребенка во время игры не только очень многое может поведать родителям об индивидуальности их малыша, но и предоставит возможность направить свои воспитательные усилия в нужное русло. Только когда ребенок пройдет весь игровой путь, он приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. И только тогда мы с уверенностью сможем сказать, что действительно обеспечили ему счастливое и умное детство.
































Комментариев нет:

Отправить комментарий