четверг, 3 декабря 2015 г.

Рекомендации по развитию процессов мышления, памяти, внимания и зрительно – моторной координации.


Уважаемые родители!
По плану Управления образования с целью определения уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы была проведена диагностика детей  подготовительного возраста.
Представляю вашему вниманию рекомендации по развитию мышления, памяти, внимания, зрительно – моторной координации.

Приглашаю на консультацию по результатам диагностики.
Игры и упражнения
Игры для развития словесно-логического мышления у детей
Игра «Скажи наоборот».
     Вариант первый:

Зима  -…(лето)   
День - …(ночь)     
Свет - …(тьма)
Жара - …(холод)         
Добро - …(зло)          
Правда - …(ложь)
Польза - …(вред)          
Друг - …(враг)      
Начало - …(конец)
Север - …(юг)           
Холод - …(тепло)
Радость - …(печаль)
    Вариант второй:
Горячий -…(холодный)     
Быстрый - …(медленный) 
Хороший – …(плохой)       
Весёлый - …(грустный)
Высокий - …(низкий)         
 Здоровый - …(больной)
Храбрый - …(трусливый)  
Твёрдый - …(мягкий)
Толстый - …(тонкий)         
Широкий - …(узкий)
Вариант третий:
Много - …(мало)                   
Близко -…(далеко)
Высоко - …(низко)                
Мокро - …(сухо)
Трудно - …(легко)                 
Глубоко - …(мелко)
Горько - …(сладко)                
Ясно - …(пасмурно)
Часто - …(редко)                    
Громко - …(тихо)
Игра «Добавь слово».
Вариант первый:                                                          
Кровать – лежать, стул - …(сидеть)
Воробей – птица, окунь - …(рыба)
Малина – ягода, огурец - …(овощ)
День- ночь, зима - …(лето)
Человек – ребёнок, собака - …(щенок)
Птица – перья, рыба - …(чешуя)
Яблоко – фрукт, ромашка - …(цветок)
Учитель – школа, врач - …(больница)
Стол – скатерть, пол - …(ковёр)
Утро – завтрак, вечер - …(ужин)
Вариант второй:
Человек – руки, кошка - …(лапы)
Рыба – вода, птица - …(воздух)
Красный – стоять, зелёный - …(идти)
Птица – летать, рыба - …(плавать)
Корова – мычать, кошка - …(мяукать)
Лопата – копать, молоток - …(забивать)
Сапоги – нога, шляпа - …(голова)
Утка – утёнок, лошадь - …(жеребёнок)
Человек – дом, птица - …(гнездо)
Белый – чёрный, тяжёлый - …(лёгкий)
«Назови, одним словом»
Цель: озаглавить группу понятий одним или несколькими словами. Объяснить свой выбор.
·     Кисель - кефир - сок-чай - (напитки)
·     утюг- холодильник - пылесос-кофеварка
·     муравейник- нора- логово - берлога
·     самолет - корабль - лодка - мотоцикл
·     глина - шерсть - дерево - пластмасса
·     двойка - тройка - пятерка - единица
·     дирижер - шофер - воспитатель - портниха
·     салат - каша - борщ - запеканка
·     топор - лопата - пила - отвертка
·     серьги - браслет - цепочка - кулон
«Третий лишний»
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учетом выделенного признака и подробно объяснить свой выбор. Сначала взрослый задает ребенку  задания, а потом можно предложить ребенку  придумывать разные задания  самостоятельно.
Цвет:  цыпленок, лимон, василек;  огурец, морковь, трава;
Форма:  Телевизор, книга, колесо.       Косынка, арбуз, палатка.
Величина:  Бегемот, муравей, слон.    Дом карандаш, ложка.
Материал:  Банка, кастрюля, рюмка.    Альбом, тетрадь, ручка.
Вкус:  Конфета, картошка, варенье.     Торт, селедка, мороженое.
Вес:  Вата, гиря, штанга.  Мясорубка, перышко, гантеля.

Игра «Что с чем делают»

Песок сыплют, а воду …(льют)
Котлеты жарят, а суп …(варят)
Стол накрывают, а постель …(стелят)
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …(забивают)
Стол можно сломать, а стакан …(разбить)
Воду можно разлить, а горох …(рассыпать)
Сено косят, а волосы …(подстригают)
Нитки прядут, а холст …(ткут)
Платье шьют, а шарф …(вяжут)

Игра «Вопросы и ответы»
1.  Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
2.  Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3.  Удержатся ли 2 шарика, если их поставить один на другой?
4.  Будет ли кубик катиться?
5.  Может ли велосипед обогнать автомобиль? Почему?

Игра «Объяснялки»
Цель: подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом. В случае затруднений взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, чтобы научить наиболее полно формулировать понятия.
     Пример: определение ребенка : Лужа - это такая ямка в земле.
Вопросы взрослого: «А в асфальте может быть лужа? А это ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно утонуть?» и т.п. После целого ряда аналогичных вопросов ребенку предлагается дать обобщенное определение.
Ложь, наказание, тюль, скворечник, гроза, рельсы, стужа, перила, грядка, теплица, дворец, шалаш, кафель, магнитофон, бассейн, подъезд, соревнование, эскалатор, клетка, душ, телевизор, почка, веранда, песочница, приз, дружба, обои, ссора, правда,  и т.д.

Упражнения и игры для развития внимания:

 «Кто наблюдательнее?»
Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.
 Отыскивание чисел по таблицам.
Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.
21
12
7
1
20
6
15
17
3
18
19
4
8
25
13
24
2
22
10
5
9
14
11
23
16
Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет, должно быть равно 1 – 1,5 мин.
 Игра «Черный с белым не носи».
Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.
Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов.
Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например да и нет.
 «Поиграй в сыщика»
Найти и раскрасить треугольники желтым цветом, многоугольники – синим.
 «Найди свое счастье».

Найти два цветка с пятью лепестками.

 Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.
Предлагается детям, умеющим читать. На бланке напечатаны буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв. Ребенок внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их.
одыраметлакаиогуавтобусшыгмио (дыра, метла, автобус)
отшмолрорввуранстралгпалканио (палка)
квиаипшубаывакртьамамаоипсазш (шуба, мама)
трпмдыммылойьмшцысорзщнтспржо (дым, мыло, сор)
фпитзмкунцзниакотелмартпомячв (котел, март, мяч)
Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова между ними можно набрать на компьютере или написать от руки.
 Найди отличия.
Сравни картинки между собой и назови отличия.

Игры и упражнение для развития зрительно – моторной координации.
Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму.
Зрительно-моторная координация – согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности
зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство, и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Прописи помогают развить:
мелкие мышцы руки;
добиться правильной координации пальцев;
графические навыки
A также служат тренировке:
произвольного внимания;
зрительного восприятия;
образного мышления и воображения ребенка.
Задания с ребенком рекомендуется выполнять в два этапа. Первый, когда вы выполняете задание вместе с малышом, помогая ему своей рукой. Дайте малышу в руку карандаш или фломастер и возьмите его руку в свою. Это поможет ребенку научится правильно держать карандаш и водить им по бумаге.
На втором этапе ребенок самостоятельно выполняет задание, вы должны будете только показать, ему как это делается, или сделать несколько таких же движений вместе с ним - своими руками, но при этом, не мешая ему, то есть дать ребенку возможность все выполнить самому.

Обязательно все объясняйте ребенку: что такое линия, точка, штрих, что такое пунктирная линия и как по ней обводить (аккуратно, не отклоняясь от нее). Сначала у ребенка будет получаться неровно - не требуйте от него качества, не торопите, но и не останавливайте его - дети любят повторять одни и те, же движения много раз. 
Выкладывание разных предметов (животных) из геометрических фигур по образцу

Выкладывание рисунков из счетных палочек, палочек Кюизенера по образцу


«Дорисуй вторую половинку»


«Нарисуй по образцу»
 «Продолжи узор по клеточкам»

Комментариев нет:

Отправить комментарий